Земледелие восточных славян. Системы и виды.

Системы земледелия у восточных славян

Земледелие у восточных славян
Земледелие у восточных славян

Историки утверждают, что земледелие у восточных славян выступало, если не самой основой экономики, то её основным элементом, что в принципе являлось характерной особенностью для каждой процветающей культуры того исторического периода. При этом, в зависимости от географического места расположения народности, применялся один из двух основных способов обработки территорий для их последующего использования в качестве поля.

Двуполье. Первая система земледелия восточных славян.

Первичной системой земледелия считается двуполье. Позже её активно развивали и с течением времени именно двуполье стало использоваться большей частью народов евроазиатского континента.

Как следует из названия, главной особенностью двуполья было то, что вся обрабатываемая территория делилась на две одинаковых части, то есть – два поля. На протяжении одного сезона восточные славяне засеивали первую часть площади, давая второй отдохнуть до следующего засева. Однако, это не значит, что второе поле не обрабатывалось. Для того чтобы добиться нужной структуры почвы его постоянно вспахивали и убирали корни сорняков.

Спустя сезон вторая часть засеивалась, в то время как первая вспахивалась, обрабатывалась и оставлялась «париться» (отдыхать). Такая система земледелия восточных славян позволяла собирать максимальный урожай, при этом, не истощая почву до минимального порога. Спустя некоторое время двуполье претерпело определённые изменения и засеиваемая часть территории также стала делиться на две одинаковых части. При этом, одна из них засеивалась озимыми, а вторая – яровыми культурами. Усовершенствованная методика позволила повысить интенсивность сбора урожая и как следствие – дала прогресс дальнейшему земледелию, существенно повлияв на развитие данной сельскохозяйственной отрасли.

Переход к трехпольной системе земледелия.

Ещё позже (примерно в начале нашей эры) славянская система земледелия претерпела кардинальные изменения и двупольная методика засевов была заменена трёхпольной системой. Данная методика обработки земельных территорий отличалась тем, что вся доступная под поле площадь делилась восточными славянами на три части, одна из которых оставалась отдыхать вспаханной, а две остальные засевались яровой и озимыми культурами в равных объёмах.

То есть, фактически, мы имеем усовершенствованную двупольную систему земледелия. Однако, даже сегодня в некоторых регионах нашей страны используется как трёхпольная, так и ранняя двупольная методики.

Также, стоит напомнить, что обработка полей у восточных славян играла довольно существенную роль, являясь основой раннего общества. Именно из-за желания постоянно развивать систему данные методики смогли не только распространиться по самым далёким землям, но и дойти до наших дней в практически первозданном виде. Некоторые исследователи-славянисты утверждают, что столь детальный подход к делу мог быть вызван религией. А именно – поклонению богу земли. Но, был ли он у этого народа в тот далёкий период?

Религиозные основы земледелия славян. Велес – бог земледелия.

Судя по дошедшим до современных историков сведениям, в роли такого божества у восточных славян выступал бог Велес. При этом, специалисты отмечают, что в этом случае, имеет быть место непрямая аналогия и определённая подмена понятий. Иногда, в летописных текстах, бог Велес называется автором как божество мудрости, времени и волхования. Вместе с этим, есть упоминания о нём как о «скотьем боге». Тут исследователи разделяются на два лагеря: одни утверждают, что не стоит трактовать это понятие в прямом ключе и «скотий бог» означает «шотландский бог», другие – высказывают мнение, что именно Велес был покровителем домашнего скота и земли.

При этом, бога Велеса сложно назвать богом земледелия в полном смысле этого слова. В некоторых регионах проживания славян это божество действительно покровительствовало людям, которые возделывали землю, но больше в экзотерическом смысле.

Так или иначе, поздние культы восточных славян содержат массу фактов поклонения земле и земледелию, в частности. Тут необходимо заметить, что большинство славянских праздников были связаны именно с полем, урожаем и сменой сезонов, которые могли повлиять на будущий урожай.

Обрабатывая и засевая землю мужчины и женщины пели специальные песни, которые согласно их верованиям, должны были умилостивить духов и богов, которые «отвечали» за зной и град, грызунов и болезни растений. Кроме того, сохранились сведения и о жертвах, которые приносили на полях.

Одной из самых сложных задач земледелия была обработка лесов под поля. Этот весьма длительный процесс, продолжавшийся как минимум год слаживался из подрубки леса, его высушивания и дальнейшего сжигания. Только после этого землю вспахивали с пеплом и засеивали зерном. Но, именно этот сложный процесс, по мнению учёных, стал катализатором развития железных орудий.

Таблица: подсечно-огневое земледелие у восточных славян.

Системы земледелия у восточных славян
Системы земледелия у восточных славян

 

Схема: занятия и виды систем земледелия у славян

Занятия и виды земледелия славян
Занятия и виды земледелия славян

 

Видео-лекция: подсечно-огневое земледелие

 

Видео-лекция: земледелие у восточных славян