Верования восточных славян (славянское язычество)

Во что верили восточные славяне в древности?

См. также Таблицы и схемы по теме “Верования восточных славян”

Бог Перун
Бог Перун

Во второй половине первого тысячелетия на вершине пантеона восточных славян был бог Перун, являющийся богом оружия, войны, а также таких погодных условий как гроза и молния. Один из самых известных историков В. Соловьёв утверждал, что у этого же бога было ещё одно имя – Сварог, который имел двух сыновей Огонь и Солнце. В народном воображении он представлялся грозным богом с оружием, направленным против тёмных злых духов, которых считали виновными в предгрозовой мгле.

Бог Ярило
Бог Ярило

 

Ещё одним важным божеством в пантеоне был бог Солнца с именем Хорос или же Ярило. Вместе с ним обожествлялись звёзды и небо, которые находились с этим богом в родственных отношениях.

 

 

Бог Велес
Бог Велес

Бог Велес или Волос являлся у восточных славян покровителем скотоводства и скота. В одной из ранних летописей его прямо называют «скотьим божеством». За вихри, воздух и ветер отвечал в славянском язычестве Стрибог, упоминание о деревянном идоле которого можно встретить в летописях, описывающих восстановление капища Владимиром Святославичем.

 

Богиня Макошь
Богиня Макошь

Одним из самых важных женских божеств была богиня Макошь или Мокошь, которая до сих пор представляет собой тему для споров среди учёных и историков. Так, указывая на чешский обычай приносить жертву этой богине во время непогоды, некоторые исследователи отождествляют Макошь с плодородием земли, в то время как другие находят новые доказательства в фольклоре о её связи с ткачеством и прядением. К примеру, древние сказания говорят нам, что Макошь невидима и узнать, что она рядом можно услышав жужжание веретена. В творчестве её часто представляют как женщину с очень длинными руками, а в девятнадцатом веке крестьянки по-прежнему приносили богине жертвы, чтобы она не спутывала им пряжу.

Сегодня сложно сказать, было ли жречество у восточных славян. Лишь в первых летописях можно встретить упоминания о таинственных «волхвах», которые были явно связаны языческими ритуалами и которые до последнего пытались бороться с новой христианской верой на Руси. При этом, большинство историков отмечает, что роль волхвов остаётся неясной и скорее всего, все религиозные церемонии совершались не ими, а сами правящими князьями или старейшинами рода.

Нету в летописях прямого упоминания и о языческих храмах. Но, некоторые находки археологов могут дать представление о том, как могли в то время выглядеть языческие святилища. Располагались они, чаще всего, на вершинах холмов или небольших лесных полянах, представляя собой округлую ровную площадку с немного приподнятой серединой или с небольшим углублением в самом центре.

При этом, саму площадку окружали несколькими невысокими валами или одним-двумя рвами. Также, довольно часто, внутренний вал был ограждён частоколом. В центре площадки располагался идол (деревянный столб), а рядом с ним жертвенник на котором и приносились жертвы божеству.

Языческие святилища
Языческие святилища

Места для поклонений языческим идолам восточных славян носили название «капища», а места для жертвоприношений назывались «требищами». Некоторые учёные высказывали предположение, что в глубокой древности в качестве жертвенников выступали большие деревья, огромные камни, а также скалы и горы. Например, одно из подобных святилищ, которое было посвящено верховному богу Перуну, располагалось около озера Ильмень в урочище Перынь, расположенное около Новгорода. Об этом можно прочесть в Новгородской летописи.

Археологи и сегодня находят в поселениях восточных славян деревянных и каменных идолов. Одной из самых примечательных таких находок стал Новгородский идол, который был высечен из гранита и найден в 1893 году при расчистке Белозерского канала. Но, чаще всего, славяне поклонялись деревянным статуям.

Как правило, восточные славяне-язычники приносили своим богам в жертву различные поделки (керамические, деревянные и др.), а также пищу и животных. Однако, есть немало археологических раскопок, доказывающих, что у них иногда практиковались и человеческие жертвоприношения. Кроме того, возле деревянных идолов проходили общественные собрания, ритуальные жеребьёвки и гадания.

В разрытых археологами могильных курганах специалисты до сих пор находят множество оберегов и амулетов их кости или железа, которые славяне носили на груди на цепочках и верёвочках. Среди таких подвесок можно встретить изображение ложек (символ сытости), а также мечи, топорики и различные ключи. При малейшем колебании бубенчики на таких оберегах начинали звенеть, что наверняка имело определённое магическое значение для людей того времени.

Большинство праздников восточных славян были связаны с природой и её изменениями (погода, сезон года и пр.). К примеру, одним из самых значимых праздников у них считался праздник Коляды, отмечавшийся в конце декабря, который позже с приходом христианства слился с Рождеством.

Таблица: верования восточных славян

Верования восточных славян
Верования восточных славян

Видео-лекция: Религиозные верования восточных славян