Удобная навигация по статье:
- 1 Система органов государственной власти при Петре I
- 1.1 Формирование новой системы управления при Петре I
- 1.2 Абсолютизм Петра I
- 1.3 Учреждение Правительсвующего Сената в 1711 году
- 1.4 Функции и властные полномочия Сената
- 1.5 Учреждение прокуратуры в 1722 году
- 1.6 Таблица: реформы Петра I в сфере управления государством
- 1.7 Таблица: государственно-административные реформы Петра I
- 1.8 Таблица-схема: система органов государственной власти при Петре I
- 1.9 Видео-лекция: органы государственной власти при Петре I
- 2 Тест по теме: Система органов государственной власти при Петре I
Система органов государственной власти при Петре I

Формирование новой системы управления при Петре I
До окончания Северной воны органы государственного управления при Петре Первом в России не имели особых отличий. Однако, после окончания военных действий против Швеции и победы русское государство заняло своё почётное место на международной арене. Учитывая эти события, в 1721 году Сенат провозглашает царя Петра императором, а также «отцом Отечества» и «Великим».
С этого дня император приобрёл более обширные полномочия, нежели были до этого у царя периода так называемой сословно-представительной монархии. В государстве не осталось больше ни одного государственного органа управления, который бы мог хоть как то ограничить императорскую волю и власть. Только сам Пётр Первый имел право издавать законы, полностью формируя по своему усмотрению законодательную основу державы и только император мог осуществлять через Синод суд. Таким образом, каждое решение и приговор суда выносилось от имени государя. Император лишил русскую Церковь автономии и полностью подчинил её государству, упразднив должность патриарха.
Абсолютизм Петра I
Власть императора была настолько неоспоримой в государстве, что Петру без труда удалось изменить порядок наследования престола в Российской империи. До этого право управления страной переходило от сыну от отца, а в случае отсутствия законного наследника, будующий правитель мог быть избран Земским собором. Однако, сам Пётр считал, что данный устаревший порядок не соответствует идеям абсолютной монархии и если наследник не является хорошим кандидатом, то император должен иметь право отказать ему в праве занять престол, выбрав самостоятельно нового правителя. Естественно, что под «недостойным наследником» Пётр, в первую очередь, имел ввиду собственного сына, который посмел выступить против реформ отца.
Учреждение Правительсвующего Сената в 1711 году
В этот же период в качестве высшего учреждения петровской администрации выступал Правительствующий Сенат, которым государь заменил прежнюю неэффективную Боярскую думу. Двадцать седьмого февраля 1711 года, перед выступлением в военный Прутский поход, царь подписал указ, согласно которому, в то время, когда Петра нет в столице всё управление государством переходило в руки Правительствующему Сенату. В Сенате присутствовали девять членов и обер-секретарь.
Функции и властные полномочия Сената
Сенат выполнял следующие функции:
- рассмотрение дел в качестве высшей судебной инстанции;
- решение вопросов, которые были связаны с ведением военных действий на террирориях, принадлежащих русскому государству;
- заслушивание отчётов комиссий;
- рассмотрение различного рода жалоб, а также смещение и назначение начальников разных категорий и пр.
Вместе с этим управляющим органом русский монарх учредил в провинциях фискалов и посадил в Сенате обер-фискала. В обязанности данных чиновников входил надзор за соблюдением законности в губернских и центральных учреждениях. Позже, все эти обязанности вошли в фактическую деятельность генерал-прокурора, который по указу царя должен был присутствовать и следить за порядком на каждом заседании Правительствующего Сената. Самым первым обер-прокурором царь назначил Павла Ягужинского.
И хотя Сенат был учреждён в качестве временного решения для осуществления управления государством во время отсутствий в стране царя, это учреждение продолжило существовать и после возвращения Петра Первого из Прутского похода, представляя собой высший государственный – контрольное, судебное и административное.
Учреждение прокуратуры в 1722 году
1722 год считается началом российской прокуратуры. В этот же период была учреждена и особая должность рекетмейстера, рассматривающего жалобы и принимающего решения по несправедливому решению коллегий. Обо всех подобных делах рекетмейстер должен был доносить в Сенат, требуя скорого решения вопроса, а иногда в его обязанности входил доклад об этом самому императору.
Вышеописанная должность была полностью упразднена только в 1763 году при реорганизации этого управляющего органа. Кроме этого, в подчинении у Правительствующего Сената был и герольдмейстер, который представлял собой должностное лицо, ведавшее всеми делами высшего дворянского сословия. Например, в обязанности этого должностного лица входил учёт дворян, их назначение на государственную службу, контроль прохождения ими военной службы и пр.
В 1731 году при Правительствующем Сенате появляется так называемая Канцелярия тайных розыскных дел, расследующая и производящая суды по всем государственным преступлениям. Спустя тридцать лет она была упразднена и заменена тайной экспедицией Сената, расследовавшей самые важные дела политического характера.
После кончины Петра Первого политическая важность и власть Сената иссякла. Формально, оставаясь высшим органом власти после монарха, он был полностью подчинён Верховному тайному совету.
Таблица: реформы Петра I в сфере управления государством
|
Таблица: государственно-административные реформы Петра I
|
Таблица-схема: система органов государственной власти при Петре I
|
Видео-лекция: органы государственной власти при Петре I
Тест по теме: Система органов государственной власти при Петре I
Проверь себя! Исторический тест по теме: органы власти при Петре I |