Основные функции истории

Функции истории

Современная историографическая наука изучает прошлое и настоящее человеческого общества, а также исследует закономерности различные сферы развития общественной жизни в определённых формах, в конкретных пространственно-временных измерениях. Фактически содержанием истории как науки служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях и событиях человеческой жизни, сведения о которых дошли до наших дней в разных исторических источниках и памятниках.

Для удобства исследования историю принято делить по ширине объекта её исследования. К основным направлениям сегодня относится:

  • всеобщая история;
  • континентальная история или история определённого континента (например, Африки или Азии);
  • история отдельных народов или стран.

Таким образом, современная наука достаточно широко определяет функции социальной памяти, рассматривая назначение истории в сохранении и накоплении памяти человечества, достижений мировой культуры, опыта предшествующих поколений, а также сведений о самых значимых для человечества событий прошлого. Не даром историю называют посредницей между поколениями. Для того чтобы лучше понять задачи и цели этих процессов – следует знать механизмы их изучения.

Функция социальной памяти

Стоит отметить, что функция социальной памяти содержит не только задачу сохранения и накопления опыта поколений, но и давать оценку самым ярким и важным личностям, явлениям, фактам и событиям. Но, для более качественного результата в таких исследованиях необходимо соблюдать научную объективность, правдивость и взвешенность.

Научно-познавательная функция

Данная функция является неотъемлемой частью всякой современной науки. Одной из основных задач историографической науки выступает предоставление необходимых обществу знаний для предотвращений ошибок прошлого. Основательный анализ главных направлений социального развития, в данном случае, выступает в качестве предпосылок к настоящим событиям. Проще говоря, без знания собственного прошлого, нынешнее общество будет вынуждено признать себя случайностью, так как, не обладая информацией о том, что предшествовало современному состоянию – невозможно строить планы на будущее.

Только осмысление прошлого опыта помогает избегать выбирать наиболее успешные ориентиры, не ошибаясь в настоящем.

Прогностическая функция

Кроме того, исторические исследования выступают в качестве основы социального прогнозирования, а частичное или полное игнорирование прошлого ведёт к упадку. Но, случается и та, что прогнозы не сбываются. Как пример можно привести прогноз о развитии в СССР коммунизма.

Прогнозирование – весьма сложный процесс. Так как само развитие общества состоит из массы факторов, которые связаны с осуществлением деятельности отдельных субъектов. Поэтому учёные утверждают, что социальные прогнозы носят сегодня исключительно вероятностный характер. Отдельные экономические и социальные процессы проще прогнозировать и анализировать, а поэтому они более распространены. В основном такими исследованиями занимаются экономисты, психологи, а также социологи.

При этом, в марксистской исторической методологии рассматриваемая выше функция имела самое важное значение. Сам же автор отмечал, что речь идёт лишь о прогнозировании на уровне явлений и событий устойчивых типов. Если же говорить о конкретных примерах точного прогнозирования в рамках исторической науки – их не существует. Есть определённая часть исследователей, объединённых утверждением того, что Энгельс предвидел первую мировую войну, исходя из событий своего времени и прошлого. Однако, других серьёзных предпосылок прогнозирования в таких масштабах нет и сегодня.

Таким образом, прогнозирование будущего довольно сложно рассматривать в качестве обязательной исторической науки, но лишь как одну из её функций. Анализ и предвидение не являются компетенцией исторической науки, хотя её исследования иногда приводят к успеху в социальных прогнозах.

Воспитательная функция

Как мы уже упоминали ранее – история обладает невероятным воспитательным действием. Даже на первых порах развития науки историки древности ставили среди её основных задач вырабатывать у общества высокие гражданские качества и нравственность. В последующие исторические периоды воспитательные функции истории лишь укреплялись. К примеру, труд «Сравнительные жизнеописания» был написан как образец и пример для искоренения дурных нравов и подражания лучшим людям своего времени.

Воспитательным значением обладают не только исторические личности и их поступки, но и факты, явления и события. Без информации о прошлом своего народа отдельный человек просто не может считать себя культурным человеком.

Таблица: функции истории

Функции истории

Видео-лекция: Функции истории