Историческое сознание в науке

Понятие исторического сознания

Историческое сознание формируется в ходе изучения историографической науки. При этом, рассматриваемый термин является одной из важнейших сфер общественного сознания, ведь оно выступает в качестве совокупности представлений о своём месте в мире отдельных социальных общественных групп и общества, в целом.

Принципы исторического сознания

Всякая социальная и национальная общность имеет определённый круг исторических представлений не только о своём происхождении, но и об отдельных важных событиях, произошедших за всю историю существования данной общности и человечества. Подобные представления, прежде всего, получают выражение в различных, связанных с хронологией, легендах, сказаниях, преданиях, а также сказках, которые представляют неотъемлемую часть духовной жизни любой народности и считаются способом народного самоутверждения и самовыражения.

На основе информации о своём месте в историческом мировом процессе и о своём прошлом общество осознаёт себя как народ. Таким образом, историческая наука неотъемлемо связана с общественным сознанием, все элементы которого (наука, искусство, религия, мораль, а также правовое и политическое сознание, идеи и взгляды) имеют в общей истории собственную историю.

Данные составляющие могут быть познаны исключительно на основе исторического подхода, который рассматривает каждое явление, анализируя конкретные условия, а также обстоятельства его формирования и получая, таким образом, неразрывную связь между настоящим и прошлым.

Специалисты утверждают, что лишь усвоив опыт предыдущих поколений в сфере социальных, политических и трудовых отношений современники могут научиться не только использовать прошлое, но и оценивать настоящее, принимая верные решения для самореализации и раскрытия потенциала. Лишь через осознание и осмысление исторического опыта можно понять, что происходит в настоящем.

Структура исторического сознания

Как и остальные формы общественного сознания, рассматриваемое нами историческое сознание имеет довольно непростую структуру, которую принято разделять для удобства изучения на четыре самостоятельных уровня.

  1. Самый низший уровень формируется способами аналогичными обыденности, складываясь из накопленного жизненного опыта человека, который следит на протяжении собственной жизни за сменой определённых событий, не важно, является он их участником или сторонним зрителем. При этом, широкие массы общества в качестве носителей обыденного сознания, располагающейся на первой ступени исторического сознания не имеют возможности привести его в систему, тем самым, оценив с точки его зрения весь исторический процесс. Как правило, оно выступает в эмоционально-окрашенных и расплывчатых воспоминаниях, которые отличаются своей неточностью и «мутностью». Например, солдат, участвовавший в ВОВ, не мог при всём желании дать полную оценку и оценить масштабность этого события. При этом, в сознании множества солдат сложился вывод об их победе.
  2. Вторая ступень исторического сознания, согласно устоявшемуся мнению, формируется под влиянием театра, кинематографа, радио, литературы, живописи, а также при изучении исторических памятников. Однако, на этом уровне историческое сознание, как и в предыдущем случае, не становится систематическим знанием, а все формирующие его представления хаотичны и отрывочны, а также разбросаны в хронологическом отношении. Обычно, они также отличаются эмоциональностью и яркостью, сохраняясь в памяти людей на долгие годы или даже до конца их жизни. Примером этому может служить картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван», рассматривая которую человек, в первую очередь, судит не исторический период, а эмоциональную часть композиции.
  3. Следующая ступень появляется на основе исторических знаний, которые люди приобретают на уроках в школах и институтах, где они впервые получают информацию о прошлом в хронологической последовательности. Специалисты отмечают, что, к сожалению, к концу обучения большинство людей теряет эти знания.
  4. На так называемой высшей (четвёртой) ступени исторического сознания его формирование происходит, основываясь на базе теоретического всестороннего осмысления прошлого, а также на уровне выявления общих тенденций исторического развития. Именно на основе накопленных историей знаний формируется мировоззрение, а также принимаются новые попытки получения чёткого представления о движущих силах и природе развития человеческого общества.

Таким образом, рассмотренное историческое сознание в качестве элемента общественного сознания, составляющего другую (духовную) сторону исторического процесса, необходимо воспринимать системно, на всех его уровнях и ступенях, ведь только комплексный подход сможет дать наиболее полную картину.

Видео-лекция: Историческое сознание