Протопоп Аввакум

История протопопа Аввакума

Протопоп Аввакум – весьма противоречивая и яркая личность в русской истории. Священник, возведённый в ранг святого староверами, который не признавал никаких компромиссов и полутонов, готовый положить свою душу за истинную веру имел огромный авторитет в семнадцатом веке.

Личность Протопопа Аввакума

Последователи этой личности называли его ни кем иным как гонимым мучеником и настоящим праведником, а паства, которая придерживалась свободных нравов и большая часть чиновников ненавидели Аввакума за то, что он обличал их природу. Священника не раз избивали, ссылали в Сибирь, морили голодом в тюрьмах, но так и не смогли сломить дух его убеждения.

Талантливый оратор, проповедник и цельная натура, стоявший на защите русского православия, а также философии старообрядчества – он всей своей жизнью и смертью показал, что человек может бороться до конца.

Детство и семьи Аввакума

Аввакум Петрович Петров родился в 1620 году в посёлке Григорово Нижегородского уезда. По воспоминаниям священника, примером духовности для него всегда была мать Мария (в постриге Марфа), которой удалось воспитать сына в духовной чистоте и строгости. Придерживаясь старославянских православных канонов, мальчик проводил много времени в постах и молитвах.

Отцом Аввакуму приходился приходской потомственный священник, умерший, когда сыну едва исполнилось пятнадцать лет. Сам протопоп позже говорил, что отец его был любитель выпить и именно это стало причиной его ранней кончины. Уже в двадцать два года юноша был рукоположен в диаконы за строгое следование Божьим Законам и усердие в вере, а спустя два года ему доверили свой церковный приход в Лопатинцах, расположенных в Нижегородской губернии. Молодой поп был очень требователен не только к пастве, но и к себе. Он неистово избивал пороки прихожан, бичуя их даже за малейшие провинности. При этом, Аввакум не смотрел, кто получает плеть. Под тяжёлую руку попадали как нищие, так и богатые чиновники, жертвовавшие немалые деньги на развитие храма.

Переезд в Москву и сближение с Никоном

Из-за крутого нрава проповедника он вынужден был переехать в Москву. Там Аввакум сдружился с царским духовником, который впоследствии стал известен как Патриарх Никон и сыграл ключевую роль в Церковном расколе. При этом, после недолгой дружбы, отношения между Никоном и Аввакумом накалились. Последний даже пришёл к царю бить челом на нового патриарха, обвиняя его в услужении тёмным силам, заставляющим принять греческие каноны.

Ссылка в Андроников монастырь

В начале осени 1653 года за такие настроения старообрядца ссылают в Андроников монастырь, где в пустом сыром подвале он просидел более трёх суток, но не отказался от всего им сказанного царю. Возмущённый Никон отдал приказ расстричь бунтаря, но по царской воле Аввакум был сослан вместо этого в Тобольск, где он продолжил антицарскую агитацию и критику духовенства. Вскоре он был сослан оттуда в Забайкалье. Но и там суровый проповедник нашёл кого опозорить, раскритиковав воеводу Пашкова, являющегося хозяином того края, за что последний избил его до полусмерти и бросил в острог.

После долгих гонений в 1663 году старообрядца вызвал к себе в Москву царь. В качестве причины визита выступила опала Никона. На этой встрече царь предложил Аввакуму занять освободившийся пост духовника, но получил отрицательный ответ с объяснением, что проповедник не видит в монархе приверженности старославянским канонам православия.

Совсем скоро, протопоп, даже не подумавший усмирить свой нрав нажил себе новых врагов. Старообрядец продолжил выступать против церковной реформы, а также продолжал креститься не тремя, а двумя перстами, агитируя народ за восьмиконечный крест. Через год правителю России это всё надоело и он сослал Аввакума в Архангельскую область.

Однако в 1666 году он снова появляется в столице на суде, на котором судили Никона. После мучений и лишений все собравшиеся ожидали от протопопа покорности, но он снова начал обвинять и угрожать. В результате Церковный суд решил отлучить его от церкви, отобрав священную степень, что вызвало у Аввакума ярость и наложение анафемы на представителей духовенства.

После смерти Алексея Михайловича русский престол занял его сын Фёдор Алексеевич – впечатлительный и благочестивый человек. Аввакум знал мягкость монарха и написал ему письмо, в котором утверждал, что накануне ему снился сон о царе Алексее, мучающимся в аду за принятие греческих обрядов.

Казнь Протопопа Аввакума

Вот только протопоп совершенно не ожидал того, что новый царь разозлиться, обвинив Аввакума в церковном расколе и большой хуле на весь царский дом. В 1682 году старообрядец был приговорён вместе со своими сподвижниками (Фёдором, Лазарем и Епифанием) к казни. Они были привязаны к углам сруба, после чего их забросали сухими ветвями и берестой и сожгли. Примечательно и то, что сам протопоп регулярно говорил об очищающей силе огня.

Видео-лекция: Протопоп Аввакум